Опухоли позвоночника. Онковертебрология.

Всем пациентам с опухолевым поражением позвоночника выполняется комплексное обследование, включающее в себя полный диагностический арсенал мероприятий, в том числе, пункции пораженных отделов позвоночника и паравертебральной области для получения материала с целью верификации диагноза. Также, в нашем отделении имеется большой опыт успешного лечения пациентов с метастатическим поражением позвоночника и костей скелета из невыявленного первичного очага.

Каждый больной обсуждается на мультидисциплинарном консилиуме врачей с обязательным участием химиотерапевта, радиолога, невропатолога и онковертебролога для выбора наиболее рациональной тактики лечения. При этом оцениваются анамнез, общее состояние больного, неврологический статус, морфологический тип опухоли (т.к. объем комбинированного лечения может меняться в зависимости от нозологической формы, степени её дифференцировки и лечебного эффекта после проведенного лечения), степень распространенности опухолевого процесса (количество висцеральных и костных метастазов). Объем и характер поражения позвоночника и позвоночных сегментов также существенным образом влияют на тактику лечения.

По данным American Society of Cancer Oncology 2001г, 96% случаев опухолевого поражения позвоночника имеют метастатическую природу. Сложно говорить о полном излечении этих пациентов. Поэтому основой, определяющей тактику хирургического лечения, является максимальное улучшение качества жизни.Хирургическое лечение, включает в себя два основных момента: декомпрессию спинного мозга и фиксацию оперированных сегментов. Это может выполняться как одномоментно, так и в несколько этапов. При солитарном поражении, доброкачественных опухолях и локализациях в пределах одной анатомической зоны нами отдается предпочтение радикальным вмешательствам, таким как, корпрэктомии, широкие резекции отделов позвонка с обязательной последующей фиксацией стабилизирующими системами. В случаях диссеминированных поражений, неблагоприятном онкологическом прогнозе, поражении нескольких анатомических зон - выполняются паллиативные вмешательства, основной целью которых является улучшение качества жизни больных (уменьшение болевого синдрома, неврологической симптоматики).

Для замещения дефектов тел позвонков нами используются аутокость, костный цемент, эндопротезы тел позвонков, углеродные или титановые трансплантаты ведущих мировых производителей.В послеоперационном периоде помимо проведения адъювантной терапии включается комплекс реабилитационных мероприятий: лечебная физкультура, электростимуляция органов брюшной полости.После выписки пациенты находятся под постоянным динамическим наблюдением. Контрольное обследование проводится раз в месяц, в соответствии с результатами, корректируется тактика лечебных и реабилитационных мероприятий.

В настоящее время широкое применение получила новая перспективная методика лечения деструктивных процессов в позвоночнике – чрескожная вертебропластика. Основным показанием является выраженный болевой синдром при патологическом переломе тела позвонка (или его угрозе) вследствие деструктивного остеолитическго поражения. Процедура выполняется под местной анестезией. Время операции составляет 1-1.5 часа. На следующий день пациенты могут вставать. Аналгетический эффект наступает, в среднем, в течение 48 часов после операции.

На левом слайде - опухолевое поражение L4 позвонка, на правом-состояние после вертебропластики

Прекращение или значительное уменьшение болей наступает у 90-95% больных. Вертебропластика может выполняться как самостоятельный метод лечения при доброкачественных опухолях (гемангиома, гигантоклеточная опухоль) или остеопорозе, так и как составная часть комплексного лечения пациентов с метастатическим поражением позвоночника.