консультации
Рецидив в рубце после радик.м/э слева по поводу РМЖ в 2007
Марина 03.03.2013
Архивная запись
Пациент - моя мама.
В настоящий момент ей предложено готовиться к операции, готовятся анализы в подмосковном онкодиспансере, по месту жительства.

Мы хотели бы получить дополнительную консультацию хирурга-онколога. Но перед ней - сориентироваться в возможных вариантах обследования и лечения.
Лечащий врач, к сожалению, информации практически не предлагает. Удалось забрать "стекла" и обещание через неск. дней сделать выписку.

Достаточно ли гистологии для максимально точной постановки диагноза и получения исчерпывающей картины состояния? Какие виды исследований следует пройти (мрт/кт, пэт, сцинтиграфия..)?
Как производится операция по удалению опухоли в данной ситуации, есть ли щадящие, "высокотехнологичные" методы удаления или реабилитации?
Понимаю, что остальные вопросы относительно курсов ХТ и лучевой терапии появятся после формулировки диагноза и получения результатов доп.исследований.
Сожалею, что приходится задавать вопрос, не обладая полной картиной, но время идет быстро, впереди новогодние праздники, и время нам не союзник.
Жалобы на данный момент
Лучевидное покраснение вокруг плотной области рубца, болезненность
Прошедшие обследования
гистология
Данные биопсии и гистологии
Гистология "плохая" со слов лечащего врача, на руки не выдавалась
Предшествующее лечение
В мае 2007г. радикальная м/э по Маддену слева (срочная сразу после секторальной резекции макро-сектора 9х8х7см, среди жир.ткани участок уплотнения беловатого цвета 0,5х0,4; микроинфильтрирующий протоковый). Из 10 лимфоузлов в 5 - вторичные изменения.<br /> Гистология. Экспр.к эстрогену отрицательная (0-10% опухолевых клеток), к прогестерону сильная (50-70% опухолевых клеток), к C-erb2 отрицательная. Статус HER2 - 0.<br /> Патологогистологическое иссл.: в 3х из 12 представленных л/узлов метастазы рака.<br /> Проведены:<br /> Курс ХТ в редуцированной дозе (1 цикл).<br /> 20 облучений в радиологии. РОД 20 PNN ... СОД 40<br /> Курс ХТ (3 цикла с интервалом 30 дней): доксорубицин, циклофосфан, фторурацил, трописетран.<br /> 4+ года приема тамоксифена.
Комментарии (15)
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина,
"гистологии" не совсем достаточно - раз это рецидив, имеет смысл поиск отдаленных мтс: рентгенография органов грудной клетки, УЗИ брюшной полости и малого таза, остеосцинтиграфия.
Удаление рецидива в рубце не является, как правило, большой операцией.
Марина
03.03.2013 14:03:00
Дмитрий Николаевич, большое спасибо за ответ!
Был сделан рентген легких - чисто.
УЗИ органов брюшной полости - чисто.
И внешний гинекологический осмотр - порядок (матка удалена, яичники оставлены, но состояние - менопауза после первой же ХТ).
Нужно делать УЗИ орг.мал.таза, я так поняла?

На остеосцинтиграфию направление обещали дать(это исследование всего скелета или только позвоночник? как точно называется исследование, если искать возможность сделать его самим?). Но там очередь 2-3месяца.
Имеет ли смысл в срочном порядке делать ее до операции? Или до лечения после операции, чтобы определить схему?

Нужны ли еще какие-то исследования, которые могут дать более точную картину? И когда их следует сделать по срокам? (Новогодний период заставляет прилично нервничать об уходящем времени :( )

Надо ли сделать сейчас ИГХ гормонального статуса или достаточно той, пятилетней?

Мы можем что-то делать платно, но не знаем точно, что.
Сегодня утром получили "выписку": ксерокопию послеоперационной выписки 5+летней давности - это нормальная практика? Гистологию, сделанную сейчас, пришлось требовать дополнительно.
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Остеосцинтиграфия - исследование всего скелета.
За месяц выраженной прогрессии рецидива, скорее всего, не будет.
ИГХ переделать - с нового полученного на предстоящей операции материала.
Марина
03.03.2013 14:03:00
Здравствуйте!
Хочу сердечно поблагодарить за предыдущую консультацию: нам она ОЧЕНЬ помогла!
Сейчас, после оперативного лечения, нужна консультация химиотерапевта по сложившейся ситуации.

Итак, с конца декабря были сделаны несколько исследований (остеосцинтиграфия, УЗИ малого таза и мол.желез/л/узлов, маммография, рентген легких, пересмотр гистологии и т.п...) - метастазы не обнаружены.

22 января 2013г. проведено иссечение области рубца с рецидивом + секторальная м/э по поводу "эктазии протоков правой м.железы".

Диагноз при выписке:
Основной - Рак лев.м/ж T1N2M0 состояние после комплексного лечения в 2007 году.
Сопутствующий - Эктазия протоков правой м/ж.
Результат ИГХ по операц.материалу: эстроген 5(PS)+3(IS)=8(TS); прогестерон 4(PS)+2(IS)=6(TS); Her2 cтатус 1+ ; Ki-67 - 18%.
(ИГХ по материалу м/э 2007 года: эстроген-позитивна, прогестерон-негативна, Her2 - 0)

Комплексное лечение в 2007г.:
после операции 24.05.07 "в послеоперационном периоде" был проведен
1й курс ПХТ в редуцированной дозе: в/в циклофосфан 600мг, доксорубицин 40мг, фторурацил 750мг.
Затем - консультация радиолога и перевод в отд.лучевой терапии для лучевой терапии в комплексном плане лечения.
Далее амбулаторно с 18.07.07 по 31.08.07 проведены еще 3 курса ПХТ по той же схеме.
Далее 4 года 3 мес. - тамоксифен.

Вопросы:
1. Какую схему лечения следует применить теперь:
Необходима ли лучевая терапия?
Как скоро следует начать ХТ после операции?
Какими препаратами?
Сколько курсов?
Струйно или капельно?
Какие противорвотные можно использовать (латран, аналоги)?
2. Какими средствами контролировать состояние, какими препаратами поддерживать и корректировать осложнения, если в предыдущем курсе возникали серьезные проблемы: ишемическая болезнь, печень, желудок.
3. Какое гормональное лечение рекомендовано далее? На какой срок целесообразно его продолжить, достаточно ли было 4х лет в первый раз?

К сожалению, из-за нескоординированности работы отделений клиники, где проводилась операция, мы не смогли получить консультацию химиотерапевта в стационаре и пришлось записаться только на вторую половину марта (2 мес.после проведенной операции - слишком долго до ХТ?).
А перед обращением в районный подмосковный онкодиспансер, где будет проводиться лечение, мы хотели бы иметь авторитетное дополнительное мнение по этой теме - мама очень тяжело перенесла первую ХТ, поэтому надо избежать ошибок и непродуманных действий.

(В электронном виде есть выписки 2007 и 2013 года, гистология и ИГХ 2013, если это нужно, я могу отправить на почту)

Помогите, пожалуйста!


К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина,
раз это рецидив, опухоль приспособилась к прежнему лечению на основе антрациклинов (A), поэтому надо менять схему, а именно - подключить таксаны (Т). Возможные схемы: паклитаксел, доцетаксел, АТ, Т+капецитабин/гемцитабин/винорелбин/карбоплатин.
ХТ имеет смысл проводить в течение месяца после операции. Противорвотные: напр., ондансетрон.
Облучение, на мой взгляд, не нужно, впрочем, пусть радиолог выскажется на сей счет.
Тамоксифен еще на 5 лет. Было бы достаточно тех 5 лет, но появился рецидив, чувствительный к гормонам.
Поддерживающая терапия сердца и печени - к терапевту - он оценит ЭКГ, печеночные ферменты и т.д.
Марина
03.03.2013 14:03:00
Дмитрий Николаевич,
спасибо большое за ответы!

Сегодня маме назначили 4 курса Паклитаксела (80мг/2мл х 2флакона) в сочетании с карбоплатином 450мг).
Врач предложил вместо отечественных аналогов Таксотера приобрести оригинальный Таксотер.
Действительно ли оригинальный препарат принципиально и существенно отличается от аналогов по показателям эффективности и переносимости?
Есть ли аналоги идентичные Таксотеру по этим параметрам?

И еще вопрос по введению препарата.
Читала о применении Таксола, там целый регламент премедикации для предупреждения острых реакций гиперчувствительности перед 3х часовой инфузией.
Следует ли делать что-то подобное при назначении Таксотера и аналогов?
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина,
лучшей, действительно, оригинальный препарат.
Премедикация по-любому нужна, в соответствии с инструкцией.
Марина
03.03.2013 14:03:00
Извините, что продолжаю беспокоить, к сожалению, не всегда получается сориентироваться вовремя.

Мы будем делать Таксотер + Карбоплатин.
В диспансере маме о премедикации сказали "дексаметазон и ондансетрон за час до введения". Первая ХТ - в понедельник.

Из того, что я сейчас постоянно читаю, понимаю, что этого может быть недостаточно.
Мама тяжело реагировала на предыдущую ХТ, есть ИБС, диабет, проблемы с печенью, после операции возник гастрит. Я очень боюсь, что ее здоровья не хватит на весь курс и нужно максимально смягчить историю для организма.

Хочу настоять, чтобы в порядке премедикации она принимала следующие препараты:
1) уже сейчас начать Фамотидин как блокатор Н2 рецепторов и средство для подавления кислотной секреции - и принимать во время всего курса ХТ далее;
2) за пару дней до ХТ начала и потом принимала в пост. режиме Эриус или Ксизал (последний выводится почками как и карбоплатин, это имеет значение? чему отдать предпочтение?) как блокатор Н1 рецепторов;
3) Дексаметазон п/о 20мг за 12-14 часов до ХТ, затем 20мг за 3-6 часов до ХТ, затем в/в 8мг за час до ХТ и затем в течение 2-3 дней п/о по 20мг/2 раза в сутки.

Все это - из инструкций, описаний премедикации в исследованиях, переложенное на новые поколения препаратов.

Если я не права в чем-то, напишите, пожалуйста!
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина, Ваши вопросы абсолютно уместны.

Возможна такая схема премедикации: дексаметазон, ондансетрон, фамотидин за сутки до ХТ.

Блокаторы Н1-рецепторов не нужны, т.к. их функцию возьмет на себя дексаметазон.
Марина
03.03.2013 14:03:00
В сравнительном исследовании применения таксола и таксотера описана схема дексаметазон-ранитидин-дифенгидрамин.
Насколько я могу судить, димедрол применялся, в частности, из-за его седативного эффекта.
С информацией, что седация играет важную роль в предотвращении развития осложнений при введении ХТ, я сталкивалась уже не раз.

Понимаю, что современные Н1 блокаторы этим эффектом не обладают. Может быть, тогда стоит подумать о каком-то успокоительном?

К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина,
честно говоря, не замечал серьезных данных о необходимости седации при проведении ХТ. Есть ссылки?
ЗЫ Вы только что цитировали некое клиническое исследование. Такого рода инфо - для врачей, не врач все же не интерпретирует адекватно - ведь нужно учитывать тип исследования, когорту в количественном отношении и многие другие факторы.
Марина
03.03.2013 14:03:00
Вы совершенно правы о необходимости квалифицированной интерпретации, такие вещи может оценивать только специалист, я только стараюсь более полно представить себе проблему, без этого не получается корректно сформулировать вопросы.

О седации было тут: http://www.euroonco.ru/himioterapiya/rehab
Плюс - пара материалов на английском, к сожалению, ссылок уже не могу найти, но это точно не серьезные материалы для специалистов, а онкосайты, ориентированные на пациентов.

Спасибо Вам огромное от меня и от мамы - вы нас спасаете!
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Марина,
если что, обращайтесь!
Марина
03.03.2013 14:03:00
Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!

К сожалению, у нас проблемы.
После первой ХТ два-три дня мама чувствовала себя терпимо. Делала инъекции латрана и дексаметазона (последний - по убывающей дозировке).
Но уже три дня плохо и все хуже. Рвота, запор, сильные рези в желудке и боль в области желчного пузыря/печени.
Пьет с трудом понемногу, не ест. Почти не может спать. Вчера за день через трубочку выпила порцию питания Фортикер.

Вызвали терапевта, он назначил инъекции: церукал, димедрол+анальгин и платифилина гидротартат.

Вопросы такие:
не поможет ли поддержать ее состояние дексаметазон? или ксезал в каплях?
(Я читала, что противорвотные средства дают лУчший эффект в сочетании с дексаметазоном, а точнее с Н1 блокаторами
http://www.drvdovin.ru/novoe/zheludochno-kishechnyie-oslozhneniya-himioterapii.html)

для контроля ее состояния какие анализы мы можем сделать? какие показатели смотреть? стоит ли это сделать немедленно или подождать несколько дней?

и может ли ее состояние быть поводом для коррекции дозы ХТ и времени ее проведения далее?
К Д Н
03.03.2013 14:03:00
Наверняка это реакция организма на лечение, так может быть.
Дексаметазон лишним не будет.
Анализы имеет смысл сдавать за 3 дня до очередного курса ХТ.
Яндекс.Метрика