Причины и механизмы возникновения рецидивов после лечения рака прямой кишки

Несмотря на успехи последних лет и появление новых методов лечения, рецидивы после операций по поводу рака прямой кишки остаются актуальной и широко обсуждаемой проблемой, а выбор оптимальной тактики для предотвращения их возникновения - предметом постоянных дискуссий.

29.10.2010

Несмотря на успехи последних лет и появление новых методов лечения, рецидивы после операций по поводу рака прямой кишки остаются актуальной и широко обсуждаемой проблемой, а выбор оптимальной тактики для предотвращения их возникновения - предметом постоянных дискуссий.

В совместном исследовании группы голландских клиник были пронализированы результаты лечения 1417 пациентов с неметастатическим раком прямой кишки с целью оценки факторов, влияющих на риск возникновения местных рецдивов, их локализацию, роли полного удаления мезоректума и предоперационной лучевой терапии в профилактике их возникновения. Данное исследование - одно из наиболее крупных и доказательных по данной тематике за последние годы.

713 пациентам была проведена предоперационная лучевая терапия (5х5Гр) с последующим хирургическим лечением с полным удалением мезоректума, 704 пациентам было проведено только хирургическое лечение с полным удалением мезоректума. Затем была проанализирована частота и локализация местных рецидивов в обеих группах.

Рецидивы были разделены на:

1. Пресакральные

2. Передние

3. В зоне анастомоза

4. Латеральные

5. Промежностные

Всего было отмечено 114 рецидивов рака за 7-летний период наблюдения (от 1,5 до 9,8 лет): 4,6% в группе комбинированного лечения и 11% в группе хирургического лечения. При этом время до возникновения рецидива опухоли также было выше в группе комбинированного лечения - 2,6 лет по сравнению с 1,5 годами. Отдалённые метастазы на момент диагностики метсного рецидива наблюдения определялись у 55% пациентов, получавших предоперационную лучевую терапия и у 41% пациентов, прошедших чисто хирургическое лечение.

Основными факторами риска развития рецидивов были низкая локализация опухоли, высокая стадия заболевания и нахождение опухолевых клеток в краях резецированного препарата.

Наиболее часто рецидивы рака в обеих исследуемых группах локализовались в пресакральной области, а наиболее эффективной предоперационная лучевая терапия была в профилактике передних рецидивов (5-летние показатели 0,7% по сравнению с 1,9%) и рецидивов в зоне анастомоза (5-летние показатели 0,7% по сравнению с 2,7%).

Интересно, что, несмотря на наличие опухолевых клеток по краям резекции, только у 46 из267 таких пациентов возникли местные рецидивы. Очевидно, что вовлечение края резекции является далеко не единственным механизмом возникновения рецидива рака прямой кишки.

Дистальный край резекции менее 2 см был достоверно связан с повышенным риском развития рецидива, но в основном в подруппе больных с наличием поражения лимфоузлов параректальной клетчатки (19% при N0 по сравнению с 94,3% при N+ в группе хирургического лечения и 11,8% при N0 по сравнению с 35,8% при N+ в группе предоперационной лучевой терапии). Общий риск развития рецидива в группе пациентов, получавших комбинированное лечение, был достаточно низкий за исключением случаев, когда дистальный край резекции составил менее 5 мм.

Основными выводами из работы являются необходимость проведения предоперационной лучевой терапии абсолютно всем больным раком прямой кишки, вне зависимости от типа хирургического вмешательства и использования техники TME.

Т.к. подавляющее большинство местных рецидивов возникло в группе с запущенными (Т3-4N+M0) стадиями заболевания, то авторы сделали предположение о необходимости расширения показаний для проведения длительных курсов предоперационной химиолучевой терапии вместо стандартной 5х5Гр. Также в поля облучения обязательно включение латеральной группы лимфатических узлов, т.к. их поражение встречается в 10-20% случаев по данным различных авторов.

Яндекс.Метрика