Невский форум: онкоурологическая помощь запаздывает

Доступность современного лечения и качество онкологической помощи – одна из наиболее обсуждаемых тем Невского форума, прошедшего 19–20 июня 2014 г. в Санкт-Петербурге. Однако, как заметили участники, российские врачи не могут давать собственную объективную оценку новым препаратам, так как не видят их действие на практике и в большинстве случаев способны апеллировать лишь к данным международных клинических исследований.

24.06.2014

Доступность современного лечения и качество онкологической помощи – одна из наиболее обсуждаемых тем Невского форума, прошедшего 19–20 июня 2014 г. в Санкт-Петербурге. Однако, как заметили участники, российские врачи не могут давать собственную объективную оценку новым препаратам, так как не видят их действие на практике и в большинстве случаев способны апеллировать лишь к данным международных клинических исследований.

Данные по онкологической заболеваемости и смертности в Санкт-Петербурге представил д.м.н., доцент, заведующий Популяционным раковым регистром Санкт-Петербурга Владимир Юрьевич Старцев. По словам В.Ю. Старцева, онкоурологические заболевания в 2013 г. в структуре заболеваемости ЗНО распределились следующим образом: предстательная железа (8 место), почка (10), мочевой пузырь (13), яичко (29), половой член (35).

Все показатели по заболеваемости и смертности при опухолях мочеполовой системы равномерно увеличиваются за последние пять лет, но наиболее заметное нарастание отмечается среди мужчин при раке предстательной железы (РПЖ), среди женщин – при опухолях почки. «Болеть стали чаще, болеть стали раньше – это справедливо в отношении обоих полов», – считает В.Ю. Старцев статистические данные по Санкт-Петербургу, делая оговорку и об изменении популяционной структуры и улучшении диагностики. «На протяжении последних пяти лет частота летальных исходов у пациентов с опухолями мочевого пузыря снижается, однако увеличивается одногодичная летальность, – рассказывает В.Ю. Старцев. – Это означает, что наше лечение помогает, но зачастую мы начинаем его слишком поздно».

В структуре онкологической смертности Санкт-Петербурга пациенты с РПЖ составляют примерно 50 %, причем в эти данные не включены мужчины с опухолями яичка и полового члена: таких больных немного в сравнении с другими группами. Однако, заметили участники Невского форума, при адекватной медицинской помощи 95 % мужчин излечиваются, в России же, к сожалению, в разных регионах выживают 40–70 % пациентов.

«Лечение мужчин с опухолями яичек наиболее понятно и структурировано, – комментирует Maria Angerer-Shpilenya из Урологической клиники Аахен (Urologische Klinik Aachen), приводя клинические случаи органосохранных операций при значительном распространении опухолевого процесса. – Учитывая, что этих пациентов действительно немного, думаю, что для решения проблемы необходимо направлять мужчин с опухолями яичек в крупные центры, где врачи имеют больший опыт и поддержку квалифицированных патоморфологов».

Обсуждая распространенность РПЖ, эксперты обратили внимание, что большинство российских пациентов не могут воспользоваться современными препаратами, а отечественные клиницисты знают о них только по публикациям. «Есть хорошие данные по применению препаратов гормональной терапии второй линии, назначение которой целесообразно, в том числе и до химиотерапии, – рассказывает заведующий поликлиническим отделением СПб ГБУЗ ГКОД Павел Сергеевич Борисов, приводя данные протокола COU-AA-302 и отдельных ретроспективных наблюдений. – Однако в Санкт-Петербурге мужчин, получающих гормональную терапию второй линии, можно буквально по пальцам перечесть».

Вопрос экономической и клинической целесообразности изменения существующей тактики лечения пациентов с РПЖ и введения в схему новых препаратов стал наиболее острым в профессиональной дискуссии. Так, заведующий отделением онкоурологии НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проф. Александр Константинович Носов считает, что доказательная база пока недостаточна для того, чтобы изменять последовательность лечения. «Многих ли пациентов вы лечили гормональными препаратами второй линии и что вы видели?» – спросил проф. А.К. Носов присутствующих. И хотя вопрос остался без ответа, участники дискуссии отметили, что российские врачи не могут давать собственную оценку новым препаратам, так как не видят их действие на практике, а значит и апеллировать к собственному опыту не могут.

В отношении РПЖ интересны результаты клинического исследования, признанные в текущем году Американской ассоциацией клинических онкологов (ASCO) наиболее значимыми для клинической практики, отметили специалисты. Согласно новым данным (Abstract LBA2), начинать химиотерапию можно одновременно с АДТ, то есть – до развития кастрационной резистентности. «Необходимо знать эти данные и обращать на них внимание, обсуждая спорные вопросы оптимальной последовательности, эффективности последующих линий и возможной перекрестной резистентности между гормональными и химиотерапевтическими препаратами» – считает проф. А.К. Носов.

Проблемы оказания помощи онкоурологическим пациентам – не единственный вопрос, обсужденный в ходе Невского урологического форума. Значимыми и интересными были собственные данные российских специалистов о фертильности и инфекционных заболеваниях, а также данные о клиническом опыте реконструктивной хирургии органов мочеполовой системы. В рамках Форума также прошел конкурс молодых ученых.

Алла Солодова

Яндекс.Метрика