..ПОСЛЕ РМЖ-нужен совет
Михаил 10.01.2007
Здравствуйте! У жены, спустя 13 лет после операции по удалению опухоли, обнаружили метастазы. Проведены радиотерапия и 6 курсов ХТ. После обследования в ЧООД врач назначила 3 укола Золадекс 3.6 мг. Уколы поставили а дальше что делать? Наш врач пока ничего не говорит а посылает снова в Челябинск. Посоветуйте, пожалуйста, что дальше делать. Заранее благодарен, Михаил
Жуков Николай Владимирович
10.01.2007 15:01:00
Уважаемый Михаил!

Вы дали слишком мало информации для дельной консультации. Прежде всего, учитывая большой срок между удалением первичной опухоли и появлением метастазов, существует шанс, что это вторая опухоль другого органа (все ли сделали для того, чтобы обследовать Вашу жену с целью поиска другой опухоли - гастроскопия, колоноскопия и т.д.). Где расположены метастазы (кости? печень? легкие?). Каков эффект химиотерапии (оценивался ли он). Каков менструальный статус пациентки перед назначением золадекса (были ли месячные до начала лечения).
Нужна медицинская документация. Однако, вкратце, можно сказать следующее: если это действительно метастазы рака молочной железы, то дальнейшее лечение зависит от наличия в опухоли рецепторов эстрогена/прогестерона и менструального статуса больной. Если эти рецепторы позитивные (уровень рецепторов определяется в удаленной опухолии) или неизвестные - необходимо проведение гормональной терапии до прогрессирования болезни. Выбор гормональной терапии зависит от менструального статуса. Преимуществом гормональной терапии является меньшая, по сравнению с химиотерапией, токсичность. В случае прогрессирования болезни обычно назначается следующая линия гормональной терапии, а химиотерапия оставляется "на потом". В любом случае, эндокринотерапия должна проводиться длительно (а не 3 инъекции золадекса и все). Если рецепторы отрицательные - эндокринотерапия (в т.ч. и золадекс) не показана и после окончания химиотерапии больная просто наблюдается до прогрессирования после чего назначается следующая линия химиотерапии.
Если есть метастазы в кости, то целесообразно назначение бисфосфонатов (препаратов, замедляющих разрушение костной ткани).
Основным принципом лечения метастатического рака молочной железы является проведение терапии "хронического заболевания" (заболевания, которое не может быть излечено, однако может дли тельно контролироваться медикаментозной терапией, которая позволяет продлить жизнь и улучшить ее качество). В мире на метастатический рак молочной железы в настоящее время предлагают смотреть как на сахарный диабет или бронхиальную астму (заболевания неизлечимые, однако с ними можно длительно жить и получать удовольствие от жизни даже в процессе лечения).

С уважением, Жуков Н.В.