Во многих раковых клетках обнаружен сигнал «съешь меня»

06.06.2011

Исследователи из Стэнфордского Медицинского Университета обнаружили, что многие раковые клетки несут на своей поверхности «метку» саморазрушения – белок на клеточной поверхности, подающий иммунным клеткам сигнал для захвата раковой клетки и ее переваривания. На раковой клетке этому сигналу «съешь меня» противостоит сигнал «не ешь меня», описанный в более раннем исследовании. Эти 2 открытия могут улучшить лечение и объяснить, почему проводимое ранее лечение перестает действовать.

Исследователи выяснили, что многие формы рака экспрессируют белок кальретикулин (CRT), который привлекает иммунные клетки – макрофаги – которые поглощают раковые клетки и их переваривают. Причина, по которой раковые клетки не уничтожаются макрофагами состоит в том, что раковые клетки экспрессируют и другой сигнал – «не ешь меня» - CD47, чье действие противопоставлено сигналу CRT.

Описание функционирования белка CD47 при раке было ранее опубликовано учеными из Стэнфорда. В ранней работе они доложили, что антитело, блокирующее CD47, могло быть действенным противоопухолевым агентом. Они продемонстрировали, что анти -CD47 антитело может уничтожить опухоль у мыши, которой пересадили материал человеческой острой миелоидной лейкемии и вылечить большую часть мышей с человеческой неходжкинской лимфомой со вторым антителом.

Хотя результаты были шокирующими, они подали и пару неясностей. "У многих клеток в организме есть CD47 и они не поражаются анти-CD47 антителом,"- сказал Mark Chao, к.м.н. Стэнфорда, первый автор проведенной работы. "На тот момент мы знали, что лечение анти-CD47 антителом селективно уничтожало только раковые клетки, практически не вредя нормальным клеткам, хотя мы не знали почему".

Исследователи также задались вопросом, достаточно ли просто заблокировать CD47 для уничтожения клетки. "Навряд ли уничтожение клеток заранее задумано иммунной системой" - говорит Ravindra Majeti, адъюнкт-профессор гематологии и один из главных исследователей проекта. "Мы постулировали, что должен быть сигнал «съешь меня», который издают раковые клетки совместно с CD47." CRT стал главным кандидатом на эту роль, т.к. другие исследователи ранее показали, что CRT и CD47 функционируют совместно, регулируя программированную клеточную гибель - апоптоз.

Действительно, когда ученые искали CRT, они нашли его на многих раковых клетках, включая разные лейкемии, неходжкинскую лимфому и рак мочевого пузыря, мозга и яичников. "Это исследование показывает, что причина, по которой блокировка сигнала «не ешь меня» приводит к уничтожению раковых клеток состоит в том, что многие с?лидные опухоли также экспрессируют сигнал «съешь меня" – говорит Irving Weissman, директор Стэнфордского института биологии стволовых клеток и регенеративной медицины, а также другой важный участник исследования. "Исследование также показывает, что большинство нормальных клеточных популяций не экспрессируют кальретикулин и т.о. не уничтожаются, когда их обрабатывают анти -CD47 антителом". Исследователи также выяснили, что наиболее агрессивные опухоли продуцируют больше всего CRT. Это подает надежду, что самые агрессивные формы рака могут быть наиболее чувствительными к лечению, нацеленному на CD47 и CRT.

Но это порождает и новые загадки: почему раковые клетки экспрессируют белок, способствующий их собственной гибели и почему наиболее агрессивные опухоли экспрессируют его в наибольшем количестве? Возможно, CRT это часть клеточной регуляторной системы, которую выработали раковые клетки. Когда нормальные клетки повреждаются, белок CRT появляется на поверхности, что маркирует клетку для поедании и последующего уничтожения. Это один из способов, при помощи которого иммунная система проверяет аномальные клетки. "При раке экспрессия CRT может быть маркером этого процесса, что заставляет раковые клетки продуцировать больше CD47, чтобы избежать поедания," сказал Chao. "Также возможно, что CRT придает раковой клетки некие преимущества, это мы сейчас и выясняем".

Следующим шагом будет понять, как CRT и CD47 динамично влияют друг на друга у пациентов, получающих химиотерапию – стандартное лечение для большинства форм рака. Это может обеспечить больше шансов на успех, по мере того, как изучение будет приближаться к клиническому испытанию анти-CD47 антитела в онкологических пациентах.

Ученые также хотят узнать больше о биологии CRT в раковой опухоли. "Мы хотим знать, как CRT вносит вклад в развитие болезни и что происходит в клетке, что вызывает движение белка к клеточной поверхности" - -повествует Majeti. "Любой из этих механизмов предлагает потенциальные новые пути лечения заболевания в случае нарушения этих процессов."